Ампир — один из наиболее известных архитектурных стилей. Само слово в переводе с французского «empire» означает «империя», дословно — «имперский стиль».

Его роскошь и величие пришли к нам из древности. Он объединяет в себе традиции и архитектурные особенности Римской империи, Древнего Египта и Греции. 

Ампир распространился не только на архитектуру, но и на прикладное искусство, в том числе и на мебельное производство. Он стал одним из первых художественных стилей, применяемых в изготовлении предметов интерьера. Такая мебель отличается плавными линиями и богатым убранством, в качестве основы используются дорогие породы дерева, а для отделки и декора берутся такие металлы как бронза и золото.

Ампир является производным стилевым направлением, завершающим этап классицизма. Наибольшее распространение он получил во Франции во второй половине XVIII века. Этот период в Европейской истории отмечен правлением Наполеона Бонапарта, великого полководца и государственного деятеля. Его одержимость величием имперского правления проявлялась во всем. Именно правление Наполеона стало периодом активного насаждения ампира в оформлении императорских резиденций.

Мебель в этом стиле отличается выраженной торжественностью и пафосностью. Его развитие в производстве заложило основу понимания дворцовых интерьеров, которое быстро распространилось по всей Европе. 

В Российской империи в это время правил Александр I, император, самодержец всероссийский, человек прогрессивных взглядов и стремлений. Во второй половине XVIII века, а также в начале XIX века в России преобладала мода на «все французское». Для строительства дворцов и зданий, а также создания пышных интерьеров приглашались именитые французские архитекторы, мастера и художники того времени.

Но после победы над Наполеоном в войне Третьей коалиции был введен запрет на ввоз французских предметов интерьера в Россию, что послужило толчком для развития «Русского ампира». Мебель этого направления была более тяжелой, отличалась наличием большого количества военной символики. Она воплощала в себе дух того времени, когда Российская империя казалась непобедимой и величественной.

Особое внимание уделялось деревянной резьбе. Плавные линии грациозно сливались в образы животных и птиц, мифических существ и причудливых растений. Часто ножки тронов и стульев украшались мощными лапами животных, вырезанных из дерева, а на подлокотниках величественно красовались львиные головы, олицетворявшие собой непобедимость и силу. 

К середине XIX века ампир стал признаком знати и высшего общества, а мебель этого направления — воплощением хорошего вкуса и утонченности, высокого социального статуса и власти.

С приходом ампира в Россию был заложен целый пласт дизайнерского искусства, который и по сей день является олицетворением царственности и величия человека.